В центре Лондона стоит необычный памятник. Приземистый воин с азиатскими чертами лица в полном боевом снаряжении. Надпись на памятнике гласит: «Самые смелые из смелых, самые верные из верных. Никогда моя страна не знала более преданных друзей, чем вы».
Этот памятник посвящен воинам гуркам, верно защищавшим интересы Британской империи в течение почти двух сотен лет.
Было подсчитано: если почтить каждого гурку, отдавшего жизнь за Британию минутой молчания, то страна погрузится в траур на целый месяц.
Их бесстрашие и легендарная стойкость, снискали высочайшую оценку английской короны (в личную охрану королевы до сих пор набирают гурков).
О них сложены легенды, утверждающие, что это особый народ, не ведающий чувства страха на генетическом уровне, с пониженным чувством боли и самосохранения. Но на самом деле это совсем не так. Они превратились с идеальных солдат в результате традиционного сурового уклада жизни, веры, и воспитания.
Памятуя о заслугах гурков, англичане даже добились того, чтобы согласно международному праву, (приложение к протоколу №1 Женевской конвенции 1949-го года) гурки, служащие в качестве военнослужащих, и носящие форму страны-нанимателя не считаются наемниками.
Своим мужеством они заслужили право называться самыми страшными для врагов и одновременно, самыми бесстрашными воинами в мире.
Боевая биография гурков начинается с середины XVIII- го века. Именно тогда, в 1742-м году двадцатилетний индийский князь Притхви Нарайян Шах объединил несколько горных племен и повел своих солдат, из касты воинов и браминов в Большую долину Непала. За какие-то 25 лет сопротивление всех остальных княжеств было сломлено. Тогда-то его бойцы и заслужили свое родовое прозвище «гурки», что означает: защитники священных коров. Они заняли высшие посты в королевстве, и покончили с междоусобицей.
Но в это время на сцене появляется Ост-Индская Компания. Ее щупальца все плотнее опутывают Индию, и наконец, добираются до Непала. И англичане в 1814-м году развязывают войну против горного королевства. Но Британской империи не удалось покорить маленький гордый народ. Не помогли ни самое современное (на то время) вооружение, ни прекрасная выучка солдат, ни кавалерия, ни прекрасно поставленная разведка…
Понеся после вторжения в Непал тяжелейшие потери, Британская Ост-Индийская Компания в 1816-м году вынуждена была заключить с гурками мирный договор.
Англичане с самого начала оценили боевые качества прирожденных воинов, противостоящих им. Физически сильных, выносливых, искусно владевших оружием, беззаветно смелых, отлично приспособленных к боевым действиям в своих родных горах. И потому, еще до заключения мирного договора, в котором англичане отдельным пунктом оговорили право набирать солдат из числа гурков, еще в 1815-м году, они начинают формировать из числа военнопленных новые боевые подразделения.
Отряды гурков принимали участие в войнах, которые вела Ост-Индская компания начиная с 1817-го года. Сначала в Пиндаре, затем в 1826-м в Бхаратпуре, во время первой и второй сикхской войны в 1846-м и 1848-м годах.
Во время восстания сипаев в 1858-м году отряды гурков сохранили верность присяге и были преобразованы в регулярные части Британской индийской армии.
В частности, стрелки-гурки (сэрмурские стрелки) обороняли в течение трех месяцев поместье Хинду Рао, потеряв при этом 327 из 490 человек. «Королевские Зеленые куртки» сражавшиеся бок о бок с непальскими воинами были поражены их мужеством и отвагой. В петиции к королеве Виктории они требовали признать за гурками право носить зеленую форму с красными обшлагами, т.е. приравниваться к английским войскам, а также удостоиться официального звания «стрелков», наравне с англичанами. Вследствие этого гурки навсегда избавились от звания сипаев (т.е. индийских пехотинцев).
Кроме того, за свои подвиги, гурки заслужили особую награду: Жезл королевы Виктории. Сделанный из бронзы и серебра, он является церемониальным штандартом и, одновременно, эквивалентом знамени. Верхушка представляет из себя минарет дворца в Дели, на котором стоят три воина-гурка, поддерживая британскую корону. Минарет украшен двумя скрещенными ножами кукри (национальным оружием гурков) и снабжен надписью: «Оборона поместья Хинду Рао, Дели 1857».
(Жезл является уникальной эмблемой. До сих пор, касаясь его, новобранцы принимают присягу, и клянутся хранить верность своему подразделению и Короне).
Бывший начальник штаба Индийской армии фельдмаршал Сэм Манекшоу был настолько поражен мужеством непальских воинов, что сказал фразу, ставшую крылатой: «Человек, утверждающий, что не боится смерти, или врет, или он гурка».
После подавления восстания воинственные жители Непала сражались в Бирме, Афганистане, несли боевую службу на северо-западных и северо-восточных границах Индии, на Мальте (во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов). Они выполняли боевые задания на Кипре и в Китае (во время восстания боксеров 1900-го года) и участвовали в Тибетской экспедиции в 1905-м году.
Ко времени начала Первой мировой войны, в британской армии находилось более 200 тыс. гурков. Они покрыли себя неувядаемой славой на полях сражений во Франции под Лоосом, Гивенши, Нев Шапель и под Ипром. Гурки сражались в Персии, на берегах Суэцкого канала и в Палестине, участвовали в боях против турок близ Галиполи и в Салониках. Под Лоосом подразделением гурков командовал знаменитый впоследствие Лоуренс Аравийский.
На фронтах Первой мировой погибло приблизительно 20 тыс. гурков
Более 2 тыс. воинов было награждено различными орденами и медалями.
По окончании войны гурки возвращаются на место дислокации в Индию. В 1919-м они участвуют в Третьей Афганской войне (1919-го года) и участвуют в защите границ Персии. (В музее истории гурков в Англии хранятся два трофейных пулемета «максим», отнятые у большевиков, пытавшихся в 1923-м году установить в Персии советскую власть).
Во время Второй мировой войны, после поражения под Дюнкерком в 40-м году правительство Непала предложило Британии увеличить число рекрутов-гурков. Всего же за время Второй мировой войны 250,280 гурков сражались на всех фронтах, где вела боевые действия Великобритания. Причем, солдаты-гурки находились как в составе, гуркских подразделений, так и в неэтнических частях, в основном десантных, диверсионных и частях военной полиции. Они отличились в Сирии, Северной Африке, Италии, Греции, высаживались в Нормандии, а также воевали против японцев в джунглях Бирмы, северо-восточной Индии и на Сингапуре.
Любопытно, но в Бирме, гурки чтобы скрасить будни, на спор, срезали шнурки у несущих боевое дежурство японских часовых.
2934 гурка было удостоено боевых наград за мужество, проявленное во время Второй мировой войны.
Всего же в ходе Второй мировой войны гурки потеряла более 43 тыс. своих соотечественников. Гурки были единственными, кто после 1911-го года получал высшую боевую награду Британии, 26 воинов были отмечены крестами Виктории (аналог Героя Советского Союза) – 13 получили солдаты гурки, и еще 13 офицеры, командовавшие ими.
После обретения независимости Индией, согласно трехстороннему договору между Великобританией Индией и Непалом, гурки стали набираться и в индийскую армию (приблизительно 10 тыс. человек в 44 батальонах, плюс 25 батальонов стрелков Ассама). Количество «британских» гурков было сокращено.
Оставшиеся служить британскому флагу гурки были переведены в Малайю (часть нынешней Малайзии) и во время Малайского конфликта боролись с партизанскими отрядами прокоммунистической национально-освободительной армии все 12 лет, что длился конфликт (1948-1960 годы). Во время брунейского восстания в1962-м году подразделения гурков подавляли бунтовщиков.
Именно с тех времен, по сегодняшний день ветераны-гурки, ушедшие в отставку из британской армии, несут службу в специальном отряде резервистов. Количество их поддерживается на постоянном уровне в 2 тыс. человек. Резервисты выполняют роль преторианской гвардии, охраняя самое ценное: жизнь султана, его семьи и родственников, а также нефтяные вышки.
В 1967-1972 годах подразделения гурков снова претерпели реорганизацию. Их количество было уменьшено с 14 до 8 тыс. И хотя отдельные формирования были переведены в Британию и Бруней, штаб-квартира гурков была перенесена в Гонконг. Во время оккупации Турцией Кипра в 1974-м году, гурки участвовали в урегулировании конфликта.
В 1982-м году, когда вспыхнул британско-аргентинский конфликт за обладание Фолклендскими островами, Форин Офис не рекомендовал использовать гурков в боевых действиях. Чиновники министерства иностранных дел опасались, что отправка гурков может пошатнуть хрупкое большинство, сложившееся в ООН, в поддержку ответных действий Британии. Но тогдашний начальник штаба Эдвин Брамаль, знавший о боевых качествах гурков не понаслышке, (в свое время он служил офицером в подразделениях гурков-стрелков) сумел настоять на отправке непальских воинов, заявив в парламенте, что «гурки будут смертельно обижены, если лишить их возможности сражаться».
И оказался прав. Едва десантные корабли с легендарными воинами прибыли на локальный театр военных действий, аргентинцы, зная о грозной репутации гурков, поспешили сдаться.
Во время войны в Заливе в 1990-м и 1991-м гурки снова оказались на передней линии фронта. Позднее они участвовали в миротворческих миссиях ООН в Боснии и Косово.
В 90-х годах британская армия снова претерпела реорганизацию. Первого июля 1994-го года четыре стрелковых подразделения «Личные Его Величества короля Георга VII стрелки-гурки (сэрмурские стрелки), «Личнее Ее Величества королевы Елизаветы стрелки-гурки», «Личные стрелки-гурки герцога Эдинбургского» и «Личные стрелки-гурки принцессы Мэри» были преобразованы в бригаду королевских стрелков-гурков.
До передачи Гонк Конга в состав КНР бригаду королевских стрелков состоял из трех батальонов, но в ноябре 1996-го года 3-й батальон был расформирован.
В настоящее время 2-й батальон имеет место дислокации в Шорнклифе, (Англия), а 1-й батальон базируется в Брунее. Бригада имеет два полувзвода для проведения парадов: один в королевской военной академии в Сандхерсте, второй в пехотном тренировочном центре Брикон.
Кроме того, англичане сохранили инженерное подразделение (Личные Ее Величества инженеры-гурки), а также подразделение связи (Личные Ее Величества связисты-гурки) и подразделение обеспечения (Личные Ее Величества снабженцы-гурки).
Контингент гурков, численностью 3640 человек, считается самым боеспособным подразделением британской армии. Он, по сути, является десантной частью быстрого реагирования (по английской классификации «легкая пехота»). Поэтому на вооружение стрелков нет тяжелой техники. Бойцы проходят обязательную парашютную подготовку, а также изучают тактику ведения боя, в джунглях, горной местности и пустыне.
Набор рекрутов происходит по родовому признаку: в первый батальон набирают лишь выходцев с запада Непала, во второй -- с востока. Гурков из центра страны, где расположена столица Катманду, армейские вербовщики не берут вовсе. Считается, что изнеженный житель равнины не выдержит испытаний, с которыми справится горец. Конкурс чудовищный – примерно 28 тыс. человек на 200 мест. Будущий новобранец должен отвечать таким критериям: быть в возрасте от 17-и до 22-х лет, быть, как минимум, 5 футов и 2 дюйма роста (1.57 см) и
Весить, по меньшей мере, 7 стоунов и 12 фунтов (около 50 кг). Кроме того они иметь начальное образование, быть здоровыми и в хорошей физической форме.
После шестинедельной подготовки наступает вторая стадия отбора. В это время кандидаты должны сдать экзамены по английской грамматике и математике, а также пройти проверку на физическую выносливость: так называемый «бег «доко» (следует пробежать в гору 2 мили (4,2 км) с корзиной, заполненной 75 фунтами (34 кг) камней), а также сдать экзамен на инициативность. (Подобным же образом отбираются кандидаты для службы в сингапурской полиции).
После этого следует девятимесячная подготовка, включающая: языковую, военную подготовку и изучение западной культуры и обычаев
Рекруты прошедшие и этот этап участвуют в торжественном параде и отправляются служить в Англию или Бруней. Каждые три года происходит ротация контингентов. Кроме того, солдаты должны в обязательном порядке пройти годичное обучение в личном Ее Величества полку стрелков в Канаде, являющегося парашютным центром подготовки.
Воины, овладев современным огнестрельным оружием, по-прежнему соблюдают обычаи предков. В частности не расстаются со своим 45-и сантиметровым ножом, который кроме своего сакрального значения, (его используют в различных священных церемониях) является еще и грозным оружием; тренированный воин может одним движением разрубить врага напополам. По сути дела кукри представляет собой нечто среднее между ножом, мечом и топором.
Существует легенда: каждый раз, прежде чем вложить священный нож кукри в ножны, воин обязательно укалывает им свой палец. Согласно верованиям гурков -- если нож достают из ножен, он обязательно должен вкусить крови.
На самом деле это не совсем так. Это происходит лишь в том случае, если воин и его кукри прошли Церемонию Смерти, проводимую накануне боя. Если кукри не был благословлен в соответствии с ритуалом, то его можно использовать как хозяйственный инструмент, чистить, точить и т.д. не окропляя его кровью.

КУКРИ (справка)
Согласно непальской легеде в древние времена в небе над Непалом появлялся волшебный ястреб с двумя головами и необычными крыльями. Крылья его имели серповидную форму и расширялись к середине, а затем сужались в форме острия. Человек, увидевший эту необычную птицу, создал первый нож с лезвием, похожим на крылья волшебного ястреба..
Одна из основных исторических версий происхождения кукри связывает его появление с вторжением войск Александра Македонского в регион Индии в 334 — 327 годах до нашей эры. Солдаты армии Македонского были вооружены короткими мечами с изогнутым лезвием. Такая форма меча характерна для греческого меча копис и встречается на мечах более чем 2500 летней давности. По другой версии, характерная форма изогнутого лезвия, заточенного по внутренней стороне, была занесена из Африки в 6 веке до нашей эры, а оттуда распространилась на Балканы и Средний Восток, оказав влияние на форму ятагана и ряда ножей региона.
Каждый элемент кукри имеет не только практическое, но и символическое значение. В сечении лезвие имеет треугольную форму, символизирующую триединство богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Так, например, дол у обуха носит название «Копье Шивы» и дает ножу силу оружия Шивы. Кольца на рукояти обеспечивают уверенное удержание оружия во влажной руке и символизируют собой уровни мироздания. Лезвие с переменным углом заточки дает максимальную эффективность в рубящих, режущих и колющих ударах, и символизирует Солнце и Луну – традиционные символы Непала.
Характерно, что настоящий боевой кукри имеет в комплекте еще от двух до шести «младших братьев», так называемых «сакмаков». Эти маленькие ножики тоже, помимо практического, (высекая искры, можно развести огонь, или заточить кукри) имеют скрытый, сакральный смысл.
Офицеры, командующие гурками, набираются из граждан Великобритании и стран Британского Содружества, а также формируются из самих гурков
Офицеры, претендующие на командование гурками должны в обязательном порядке пройти специальное годичное обучение в военной академии и выучить непальский язык. Кроме того, они должны сдать экзамен по религии Непала, знать назубок особенности культуры гурков и все их родовые табу. Это и понятно. Ведь простые для европейца вещи могут показаться гурку оскорбительными. К примеру, нельзя показывать подошвы гурку, он воспримет это как оскорбление, его не следует толкать, и ни в коем случае не следует хлопать гурка по плечу. В Косово был зарегистрирован инцидент, едва не приведший к дипломатическому конфликту. Бравый двухметровый морской пехотинец США похлопал стрелка-гурка (рост которого был чуть больше 160 см) по плечу, после чего со сломанной челюстью и сотрясением мозга оказался в госпитале. Госдепартаменту США пришлось даже приносить извинения за неосторожные действия своего военнослужащего.
Почетным командиром королевских стрелков-гурков является Его высочество принц Уэльский Чарльз, наследник Британской короны.
Когда во время антитеррористической операции НАТО были введены войска в Афганистан, одними из первых туда прибыл батальон стрелков-гурков. Уже в пятый раз им пришлось воевать в этой стране. И когда, в ходе военной подготовки, в конце 2007-го года в провинцию Гильменд был направлен принц Гарри, то его прикрепили к бесстрашным непальским воинам. Ему настолько удалось завоевать уважение солдат, что его приняли в почетные гурки. Воины батальона приготовили для своего командира специальное непальское блюдо: острое карри из мяса козла, специально купленного в афганской армии и, проведя священную церемонию, торжественно вручили принцу нож кукри.
Сержант Бхим Гарбуджа, ставший «крестным отцом» принца Гарри особо подчеркнул, что Гарри получил эту награду вовсе не потому, что он принц. «Наш нож кукри не дарят просто так. Те, кому мы вручаем его, действительно заслуживает такого отличия, -- сказал сержант. -- Нас не интересует принц он или нет, он заслужил награду, потому что он стал любимцем солдат. Он выказывал нам дружбу, был настоящим офицером, поднимая наш боевой дух. Теперь он стал настоящим гуркой, по духу, отваге и верности долгу».
И принц не забыл своих товарищей по оружию. Он после возвращения на Родину, включился в борьбу ветеранов-гурков за их права. Ведь в отличие от французского иностранного легиона, где легионера после службы ожидает награда -- французское гражданство, в Англии гуркам до самого последнего времени не давали забыть, что они лишь наемники. После окончания службы они были обязаны вернуться на родину, в Непал.
И лишь совсем недавно, 21 мая 2009-го года, после длительной кампании протеста, британским парламентом был принят закон, восстанавливающий историческую справедливость. Теперь гурки, прослужившие в британской армии не меньше четырех лет, имеют право получить британское подданство.